Каковы основные права потребителя?
-Право на информацию. Потребитель вправе знать подлинную и всесторонюю информацию о товаре и услуге, а также о продавце. Достоверная информация помогает потребителю определиться с выбором товара. А правдивая информация о продавце даёт возможность своевременно обратиться с требованиями, которые могут быть предъявлены при выявлении недостатков в товарах и услугах.(ст.ст. 8-10)
-Право на качество. Товар или услуга, предлагаемые продавцом должны быть качественными. При нарушении этого условия потребитель вправе воспользоваться соответствующей статьёй закона (ст.ст. 18, 29) для зашиты своих прав.
-Право на безопасность. Согласно закону товар или услуга должны быть безопасны как для жизни и здоровья потребителя, так и для окружающей среды. Они также должны быть безопасны для имущества потребителя (ст.7).
-Право на возмещение убытков. Если права потребителя нарушены, то убытки должны быть полностью возмещены (ст.13).
-Право на возмещение морального вреда. По решению суда может быть определён размер компенсации за нанесённый моральный вред, не считая имущественный вред и убытки (ст. 15).
Если потребителю не предоставляется информация о товаре или услуге во время подписания договора о купле-продаже, то потребитель имеет право потребовать от продавца возмещения убытков из-за неправомерного уклонения от заключения договора. Если же договор был заключён, то необходимо в приемлемый срок отказаться от его выполнения и потребовать возмещения убытков. Подписывая договор о купле-продаже, потребитель должен чётко осознавать, что в дальнейшем при возникновении вопросов, связанных с возвратом товара, могут возникнуть определённые трудности. Если потребитель отказывается выполнять пункты договора, то он обязан вернуть товар продавцу.
Где и как могут нарушаться права потребителя?
Везде и всюду, где продаются товары и услуги потребительские права могут быть нарушены. Это может быть продажа продукта с истекшим сроком годности или с нарушением информации о маркировке. По соответствующей статье закона (ст. 25) информация о товаре, предоставленная только на одном или только на иностранном языке не считается достаточной. Согласно закону информация о товаре должна быть предоставлена на русском и на государственном языке. Также товара может продаваться без надлежащей документации – сертификата, накладных, таможенной декларации, что также является грубым нарушением закона.
Возможно ли вернуть товар, купленный в супермаркете?
Если товар не был в употреблении и его внешний товарный вид сохранён,если ярлык и пломба сохранены и не повреждены, и если имеется документ, в котором зафиксировано, что товар приобретался в течении 14 дней, то продавец обязан обменять его по требованию потребителя или оформить его возврат.
Испорченные продукты также подлежат возврату, но в этом случае необходимо незамедлительно оформить жалобу и отправить продукт на лабораторный анализ. После получения результатов экспертизы можно обратиться непосредственно в супермаркет. Если чек от покупки не сохранился, на упаковке продукта должен быть штрих-код, по которому будет нетрудно уточнить адрес супермаркета, где была произведена покупка. Наконец, можно отследить факт покупки по записям камер видеонаблюдения.
Если потребитель по какой- то причине решил вернуть или обменять предметы одежды, к примеру, ему нужен другой цвет или размер, ему не имеют право отказать в этом, если сохранились ярлык и этикетка. Срок возврата товара с момента продажи 14 дней.
Если возврашается мебель или бытовая техника, опять же внешний вид товара, упаковка и пр. должны быть в целости и иметь товарный вид. В случае возврата техники процесс может затянуться на 30 дней, так как продавец имеет право отправить товар на экспертизу и ждать её результатов.
Следует иметь ввиду, что существует группа товаров, не подлежащих возврату или обмену. Речь идёт о лекарствах, медицинских товарах, нательном белье, тканях и некоторых других товарах. Также не подлежат возврату или обмену животные и растения. Однако, если вы купили скажем лекарство с истёкшим сроком годности, то вернуть его и получить назад свои деньги вы имеете полное право.
Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» при нарушении прав потребителей существует два варианта защиты этих прав:
1. Досудебный способ решения возникших вопросов
2. Решение споров в судебном порядке
Таким образом, если вы купили некачественный товар, то договор между сторонами может быть расторгнут на добровольной основе. Если этот вариант неприемлем для противной стороны, следовательно решение вопроса переносится в зал суда. В этом случае каждая из сторон должна будет привести достаточно аргументов для решения вопроса в свою пользу.
Итак, из всего сказанного можно сделать вывод, что закон предоставляет потребителю достаточно широкие права для защиты своих интересов. Однако не следует забывать, что многое будет зависеть от конкретной ситуации, которой будут заниматься грамотные специалисты – адвокаты и представители Роспотребнадзора. Только помощь высококлассных специалистов, хорошо знающих все нюансы закона сможет помочь вам отстоять свою точку зрения и защитить ваши права.
Звоните нам прямо сейчас и юристы компании «Креатив» помогут вам защитить ваши права потребителя.